Пятница, 04.07.2025, 17:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Полезные материалы | Регистрация | Вход


Главная » Статьи » Юридические консультации

ЗАКОН УКРАИНЫ О предупреждении насилия в семье
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
Для целей этого Закона нижеприведенные термины употребляются в следующем значении:
насилие в семье - любые умышленные действия физической, сексуальной, психологической либо экономической направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный ущерб, вред его физическому либо психическому здоровью;
физическое насилие в семье - умышленное нанесение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, что может привести или привело к смерти потерпевшего, нарушению физического или психического здоровья, нанесению ущерба его чести и достоинству;
сексуальное насилие в семье - противоправное посягательство одного члена семьи на половую неприкосновенность другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему члену семьи;
психологическое насилие в семье - насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и может наноситься или наносится вред психическому здоровью;
экономическое насилие в семье - умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и иного имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, что может привести к его смерти, вызвать нарушение физического или психического здоровья;
жертва насилия в семье - член семьи, потерпевший от физического, сексуального, психологического либо экономического насилия со стороны другого члена семьи;
предупреждение насилия в семье - система социальных и специальных мер, направленных на устранение причин и условий, содействующих совершению насилия в семье, пресечение насилия в семье, которое готовится или уже началось, привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении насилия в семье, а также медико-социальная реабилитация жертв насилия в семье;
реальная угроза совершения насилия в семье - угроза совершения одним членом семьи в отношении другого члена семьи умышленных действий, предусмотренных абзацем вторым настоящей статьи, если имеются реальные основания ожидать её исполнения;
защитное предписание - специальная форма реагирования службы участковых инспекторов милиции и уголовной милиции по делам несовершеннолетних относительно защиты жертвы насилия в семье, которым лицу, совершившему насилие в семье, запрещается совершать определенные действия в отношении жертвы насилия в семье;
виктимное поведение относительно насилия в семье - поведение потенциальной жертвы насилия в семье, провоцирующее насилие в семье.
Статья 2. Законодательство о предупреждении насилия в семье
Законодательство о предупреждении насилия в семье состоит из Конституции Украины (254к/96-ВР), этого Закона, других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения относительно предупреждения насилия в семье.
Статья 3. Органы и учреждения, на которые возлагается осуществление мер по предупреждению насилия в семье
1. Осуществление мер по предупреждению насилия в семье в пределах предоставленных им полномочий возлагается на:
1) специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье;
2) службу участковых инспекторов милиции и криминальную милицию по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
3) органы опеки и попечительства;
4) специализированные учреждения для жертв насилия в семье:
кризисные центры для жертв насилия в семье и членов семьи, в отношении которых существует реальная угроза совершения насилия в семье (далее - кризисные центры);
центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье.
2. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, объединения граждан, а также отдельные граждане могут содействовать в осуществлении мер по предупреждению насилия в семье.
Статья 4. Основания для принятия мер по предупреждению насилия в семье
1. Основаниями для принятия мер по предупреждению насилия в семье являются:
заявление о помощи жертвы насилия в семье или члена семьи, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье; выраженное жертвой насилия в семье или членом семьи, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, желание на принятие мер по предупреждению насилия в семье в случае, если сообщение или заявление поступили не от него лично;
получение сообщения о совершении насилия в семье или реальной угрозы его совершения в отношении несовершеннолетнего или недееспособного члена семьи.
2. Заявление и сообщение о применении насилия в семье или реальной угрозе его совершения принимаются по месту жительства потерпевшего органами, указанными в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 настоящего Закона.
3. Орган, в который поступило заявление или сообщение о совершении насилия в семье или реальной угрозе его совершения, рассматривает заявление или сообщение и применяет в пределах своих полномочий предусмотренные законом меры по предупреждению насилия в семье.
4. Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершении насилия в семье или реальной угрозе его совершения утверждается Кабинетом Министров Украины.
Раздел II
ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, НА КОТОРЫЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Статья 5. Полномочие специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье
Специально уполномоченный органа исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье:
принимает участие в разработке и реализует государственную политику в сфере предупреждения насилия в семье;
координирует деятельность службы участковых инспекторов милиции, криминальной милиции по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства в вопросах предупреждения насилия в семье;
определяет потребность регионов в создании специализированных учреждений для жертв насилия в семье;
осуществляет контроль за организацией и деятельностью специализированных учреждений для жертв насилия в семье;
осуществляет сбор и обобщение данных о насилии в семье в соответствии с законодательством;
организовывает и проводит социологические, психолого-педагогические и криминологические исследования насилия в семье;
предоставляет органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, объединением граждан, отдельным гражданам методическую и практическую помощь, консультации по вопросам предупреждения насилия в семье;
организует и проводит просветительную и разъяснительную работу среди членов семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мерах и услугах, которыми они могут воспользоваться;
обращается в центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления за оказанием соответствующей помощи жертвам насилия в семье;
принимает и рассматривает заявления и сообщения о совершении насилия в семье и реальной угрозе его совершения;
направляет жертв насилия в семье и членов семьи, в отношении которых существует реальная угроза его совершения, в специализированные учреждения для жертв насилия в семье.
Статья 6. Полномочия службы участковых инспекторов милиции и криминальной милиции по делам несовершеннолетних относительно предупреждения насилия в семье
1. Служба участковых инспекторов милиции и криминальная милиция по делам несовершеннолетних:
выявляют причины и условия, способствующие проявлениям насилия в семье, применяют в пределах своих полномочий меры по их устранению;
берут на профилактический учет лиц, склонных к совершению насилия в семье, и проводят с ними воспитательно-предупредительную работу;
посещают семьи, члены которых состоят на профилактическом учете, по месту их жительства и проводят с ними профилактическую работу;
выносят официальные предупреждения членам семьи о недопустимости совершения насилия в семье и о недопустимости виктимного поведения;
принимают и рассматривают в пределах своих полномочий, определенных законом, заявления и сообщения о насилии в семье или о реальной угрозе его совершения;
принимают соответствующие меры по пресечению насилия в семье, а также действий членов семьи, направленных на исполнение реальной угрозы совершения насилия в семье;
уведомляют членов семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мерах и услугах, которыми они могут воспользоваться;
направляют жертв насилия в семье в специализированные учреждения для жертв насилия в семье;
выносят защитные предписания в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
контролируют выполнение требований защитных предписаний;
взаимодействуют со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье, с органами опеки и попечительства и специализированными учреждениями для жертв насилия в семье в вопросах предупреждения насилия в семье;
предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье на запрос уполномоченных органов;
осуществляют иные полномочия по предупреждению насилия в семье, предусмотренные законом.
2. Полномочия криминальной милиции по делам несовершеннолетних распространяются на случаи, когда жертва насилия в семье или лицо, в отношении которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, а также лицо, совершившее насилие в семье, не достигли 18-летнего возраста.
Статья 7. Полномочия органов опеки и попечительства по предупреждению насилия в семье
Органы опеки и попечительства:
оказывают помощь в восстановлении нарушенных прав и защите законных интересов несовершеннолетним, имеющим родителей и проживающим в семьях, детям-сиротам, оставшимся без попечительства родителей и воспитывающимся в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, детских домах семейного типа, а также членам семьи, признанным в судебном порядке недееспособными, в случаях, когда по отношению к ним совершено или существует реальная угроза совершения насилия в семье;
представляют в суде интересы несовершеннолетних и недееспособных членов семьи, ставших жертвами насилия в семье;
осуществляют иные полномочия по предупреждению насилия в семье, предусмотренные законом.
Статья 8. Кризисные центры
1. Кризисные центры создаются местными государственными администрациями по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье в соответствии с социальными потребностями региона.
2. Кризисные центры могут также создаваться органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, благотворительными фондами, объединениями граждан и отдельными гражданами по согласованию со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье и регистрируются в порядке, определенном законом.
3. Работники кризисных центров:
осуществляют прием членов семьи, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
организуют предоставление необходимой психологической, педагогической, медицинской, юридической помощи членам семьи, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
в соответствии с возможностями предоставляют убежище для временного нахождения членам семьи, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье;
сообщают членам семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мерах и услугах, которыми они могут воспользоваться; сообщают службе участковых инспекторов милиции или криминальной милиции по делам несовершеннолетних о выявленных фактах реальной угрозы применения насилия в семье или о фактах совершения такого насилия;
изучают и обобщают причины и условия конкретных проявлений насилия в семье;
предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье по запросу уполномоченных органов;
взаимодействуют со средствами массовой информации, общественными организациями в проведении просветительской и воспитательной работы по вопросам предупреждения насилия в семье.
4. Кризисные центры являются неприбыльными организациями, пользуются правами юридического лица, имеют собственные бланки, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
Статья 9. Центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье
1. Центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье создаются в соответствии с законодательством, регламентирующим создание учреждений здравоохранения. Центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье могут создаваться в системе действующих учреждений здравоохранения.
2. В центры медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье помешаются жертвы насилия в семье (с их согласия или по их просьбе) на основании решения медицинской комиссии центра. В отношении несовершеннолетних членов семьи необходимо согласие одного из родителей, усыновителей, опекуна либо попечителя или органа опеки и попечительства.
3. Жертвы насилия в семье находятся в центрах - медико-социальной реабилитации в течение срока, необходимого для их лечения и психо- социальной реабилитации. По их желанию они могут пройти курс лечения и психо-социальной реабилитации амбулаторно.
4. Работники центров медико-социальной реабилитации жертв насилия в семье:
оказывают жертвам насилия в семье первичную медико-санитарную и психологическую помощь, отдельные виды психиатрической помощи на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О психиатрической помощи", другими законами;
при необходимости направляют жертв насилия в семье для соответствующего дальнейшего лечения;
организуют предоставление юридических консультаций жертвам насилия в семье;
сообщают о совершенном насилии в семье службе участковых инспекторов милиции или криминальной милиции по делам несовершеннолетних;
предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье по запросу уполномоченных органов.
Раздел III
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Статья 10. Официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье
1. Члену семьи, совершившему насилие в семье, выносится официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, при условии отсутствия в его действиях признаков преступления, службой участковых инспекторов милиции или криминальной милицией по делам несовершеннолетних, о чем он уведомляется под расписку.
2. Официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье может быть вынесено вменяемому лицу, которое на момент его вынесения достигло 16-летнего возраста.
3. В случае совершения лицом насилия в семье, после получения им официального предупреждения о недопустимости совершении насилии и семье, в отношении этого лица в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, может быть вынесено защитное предписание.
Статья 11. Официальное предупреждение о недопустимости виктимного поведения относительно насилия в семье
В случае систематического (трех и более случаев) виктимного поведения члена семьи, вследствие которого создается ситуация, которая может привести к совершению насилия в семье, службой участковых инспекторов милиции или криминальной милицией по делам несовершеннолетних данному члену семьи выносится официальное предупреждение о недопустимости виктимного поведения относительно насилия в семье, о чем он уведомляется под расписку.
Статья 12. Взятие на профилактический учет и снятие с профилактического учета членов семьи, совершивших насилие в семье
1. Членов семьи, которым было вынесено официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, служба участковых инспекторов милиции или криминальная милиция по делам несовершеннолетних берут на профилактический учет.
2. Снятие с профилактического учета членов семьи, совершивших насилие в семье, проводится органами, бравшими лицо на такой учет, если в течение года после последнего факта совершения насилия в семье лицо ни разу не совершило насилия в семье.
3. Порядок взятия на, профилактический учет и порядок снятия с профилактического учета членов семьи, которым было вынесено официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье, утверждаются Министерством внутренних дел Украины.
Статья 13. Защитное предписание
1. Лицу, совершившему насилие в семье после получения официального предупреждения о недопустимости совершения насилия в семье, участковым инспектором милиции или работником криминальной службы по делам несовершеннолетних по согласованию с начальником соответствующего органа внутренних дел и прокурором может быть вынесено защитное предписание.
2. Защитное предписание не подлежит согласованию в случае наличия в действиях лица, совершившего насилие в семье, признаков преступления.
3. Защитное предписание может быть вынесено к вменяемому лицу, которое на момент вынесения защитного предписания достигло 16-летнего возраста.
4. Защитным предписанием лицу, в отношении которого оно вынесено, может быть запрещено совершать определенное действие (действия) по отношению к жертве насилия в семье, а именно:
совершать конкретные акты насилия в семье;
получать информацию о месте, пребывания жертвы насилия в семье;
разыскивать жертву насилия в семье, если жертва насилия в семье по собственному желанию находится в месте, неизвестном лицу, совершившему насилие в семье;
посещать жертву насилия в семье, если она временно находится не по месту совместного проживания членов семьи;
вести телефонные переговоры с жертвой насилия в семье.
5. Указанные в части четвертой настоящей статьи ограничения устанавливаются на срок до 30 суток со дня согласования защитного предписания с прокурором.
Статья 14. Взыскание средств на содержание жертв насилия в семье в специализированных учреждениях для жертв насилия в семье
Решение о взыскании с лиц, совершивших насилие в семье, средств на возмещение расходов на содержание жертв насилия в семье в специализированных учреждениях для жертв насилия в семье принимается судом в установленном законом порядке по иску администрации специализированных учреждений для жертв насилия в семье.
Раздел IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Статья 15. Ответственность за совершения насилия в семье
Члены семьи, совершившие насилие в семье, несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность в соответствии с законом.
Раздел V
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НА КОТОРЫЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Статья 16. Источники финансирования органов, на которые возлагается осуществление мер по предупреждению насилия в семье, и специализированных учреждений для жертв насилия в семье
1. Финансирование органов и учреждений по предупреждению Насилия в семье, относящихся к системе органов исполнительной власти или органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня.
2. Финансирование специализированных учреждений для жертв насилия в семье, созданных предприятиями, учреждениями, организациями, благотворительными фондами, объединениями граждан либо отдельными гражданами, осуществляется за счет их собственных средств:
3. Специализированные учреждения для жертв насилия в семье имеют право на регрессный иск о возмещении средств на содержание жертв насилия в семье к лицам, совершившим насилие в семье.
Раздел VI
ОХРАНА ПРАВ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Статья 17. Охрана прав членов семьи при осуществлении мер по предупреждению насилия в семье
1. Членам семьи, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению насилия в семье, государство гарантирует охрану прав и законных интересов.
2. Должностные лица и работники, осуществляющие меры по предупреждению насилия в семье, не могут разглашать сведения о личной и семейной жизни, которые стали им известны в связи с исполнением их служебных обязанностей.
Раздел VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену центральными местными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л. КУЧМА
г. Киев 15 ноября 2001 года. № 2789-ІІІ.
Категория: Юридические консультации | Добавил: тата (19.11.2010)
Просмотров: 11711 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наш опрос

Оцените деятельность Центра
Всего ответов: 28

Авторизация

Поиск

События

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0